Победителей не судят...
Частое общение с оружием способствует тому, что начинаешь действовать не «по правилам», и не потому, что не знаешь их, а потому что знаешь, как бы ты действовал в других, например, в боевых условиях. Если же будешь делать все «по-писаному», потеряешь и время, и нервы. Хотя при этом... Страшно подумать!
Дело было на противоминном обеспечении высадки десанта «красных» на одном из тральщиков 5-й бригады траления, которая базировалась в бухте Чажма. Тральщик выполнял эпизод очистки фарватера в полном одиночестве в специальном районе подрывом 200-метровой секции боевого ШЗ-2. Сказать, что тральщик был в полном одиночестве, нельзя. Был здесь и флагмин бригады капитан 3 ранга Сагитов, и представитель инспекции, хорошо знакомые друг другу по ВСОК ВМФ, как ученик и учитель.
При постановке ШЗ взрыватель не взвелся и взрыва не произошло. Пеньковый конец, который должен был натянуть устройство разворота установочных колец К-ЗМ, оказался плохо привязанным к вьюшке. Взрыватели К-ЗМ оказались не взведенными. И это при наличии на борту учителя и ученика.
Вариант подрыва шнурового заряда «в электрическую» не предусматривался для экономии устройства подрыва. Весьма неприятная ситуация, легко прогнозируемая. Но... Ситуация усугублялась тем, что для уничтожения ШЗ «по-писаному» нужен еще один ШЗ, который следовало уложить поперек первого и надежно подорвать. Тогда сдетонирует и тот, который «первый». Но для того, чтобы «сбегать» за ШЗ, нужно закрыть этот район, чтобы в него не «заполз» какой-нибудь «рыбак» и не начал здесь добывать морепродукты. Но прежде нужно доложить оперативному дежурному. Тот, конечно, командованию, командование, не дай бог, командующему, командующий... Страшно подумать!
За ШЗ нужно возвращаться в базу. За это время погода может испортиться. И не на один день... Погода, может быть, в принципе, и не изменится, и продолжит быть хорошей, но склад может быть закрыт, а содержатель — находиться на дополнительных индивидуальных политических занятиях. Или у него жена рожает, и он... Но главное — это скандал.
Все это синхронно пронеслось в головах командира тральщика, флагманского минера и инспектора. И тут ученик предложил учителю:
— Может быть попробовать зацепить ШЗ «кошечкой»? Глубина всего-ничего. Подтянем к поверхности, привяжем подрывной партон ПП-3 с КОШем...
— А если взрыватель сработает, когда мы потянем ШЗ ?
Командир энергичными телодвижениями сразу встал на сторону инспектора, но не проронил не слова.
— Сразу не сработал, потом не сработает.
— Риск есть.
— Риск всегда есть.
Забросили «кошку», прошли над ШЗ. Зацепили с первого раза и с помощью тральной лебедки, потом кранбалки, подтянули ШЗ к корме. Флагмин лично устанавливал ПП-3, лично вставил детонатор, лично поджег огнепроводный шнур. За его действиями лично наблюдал учитель. Командир тральщика находился в рубке, у телеграфа.
Сбросили шнур, немедленно дали полный ход, отскочили на безопасное расстояние. Вскоре последовал взрыв. Заговорил учитель:
— О подробностях этой стратегической операции распространяться нам не следует...
— А кому это интересно? Пришли, поставили ШЗ, подорвали, ушли.
— Нет, спустили шлюпку, собрали рыбу, и только потом ушли.
— Тогда продолжим: сварили уху. А риск, конечно, был. Страшно подумать!