'#6. Тексты : texts';
'Library_ChapterController_actionView';
'#library_chapter_view_';

М. Налетов. Первый минный прорыв

Активен
id (статус) 419 (3)
Сортировка
Краткое название М. Налетов. Первый минный прорыв
Полное название М. Налетов. Первый минный прорыв
Идентификатор ссылки (англ.) m-naletov-pervyj-minnyj-proryv
Сайт gusev.qwetru.ru
Смотреть на сайте https://gusev.qwetru.ru/texts/ocherki/m-naletov-pervyj-minnyj-proryv/
Метки не определены
Ключевое слово (главное) отсутствует
Время обновления 11-11-2020 в 07:07:31
Управление временем
Время действия не указано
Изменить дату и время
Глава к тому Очерки
Время чтения: 13мин.
Слов: 1939
Знаков: 19746
Описание (тег Descriptiion)
Метаданные
Комментарии отсутствуют
Примечания отсутствуют
Ключевые слова:

не определены

Контент: 2624.
Панель:
Статус: 3 - Активен.
Недавние правки (всего: 3)
Дата Время Слов
1770098623 491694 часа 3 минуты 42 секунды 1
1769980837 491661 час 20 минут 36 секунд 1
1769874512 491631 час 48 минут 31 секунда 1
Фото отсутствует

Галереи, созданные для модели

Добавить галерею

Галереи, связанные с моделью

Связать галлерею
Работа со ссылкой
Битая ссылка
m-naletov-pervyj-minnyj-proryv
Править идентификатор
/texts/ocherki/m-naletov-pervyj-minnyj-proryv/
Редактировать ссылку
Ключевые слова не определены
Материалы не загружены
Заметки не написаны
Черновики не созданы
Текст

Самое высокое наслаждение — сделать то, что, по мнению дру­гих, Вы не можете.

Закон Мерфи

Строительство подводного минного заградителя «Краб» в России велось между двумя войнами: русско-японской и первой мировой. Из порт-артурского «зародыша» — небольшого подводного минного за­градителя водоизмещением в 25 т с четырьмя минами — Налетов Миха­ил Петрович построил боевую подводную лодку — минзаг водоизме­щением 533т. с 60 минами и двумя торпедными аппаратами.

Важность этого шага оценила только Германия. Да и первый патент на вооружение подводных лодок минами заграждения принадлежал не­мецкому инженеру Критцлеру, который часто посещал Морское ми­нистерство во время постройки «Краба». В одном из немецких журна­лов задолго до войны относительно «Краба» была помещена заметка, в которой указывалось на то, что корабли подобного типа будут в буду­щем играть огромную роль и очень странно, что первой на путь их стро­ительства ступила Россия.

Странность состояла в том, что на море мы больше тяготели к обо­ронительным действиям. «Краб» же предназначался исключительно для активных действий. К началу первой мировой войны заградитель «Краб» все же опоздал. Его официальное предъявление к сдаче состоя­лось 24 мая 1915 г., после произведения опытной постановки 49 мин. 31 мая испытания были повторены с 60 минами. На основании всех испытаний минного заградителя «Постоянная комиссия для испытания судов военного флота» в июле 1915г. составила приемный акт, но в дей­ствующий флот он был зачислен с 25 июня 1915г. и сразу вышел на боевое задание.

Первую минную постановку из 58 мин у Босфора он произвел скрытно, в подводном положении 27 июня в 20ч. 10мин. И не вполне удачно. На следующий день после постановки турки по некоторым всплывшим минам обнаружили заграждение, поставленное «Крабом». Подняв одну из них, немецкие специалисты, помогавшие туркам, поня­ли, что мины поставлены подводной лодкой. Тральщики принялись за траление и 3 июля комендант Босфора доложил своему начальству, что заграждение ликвидировано. Правда, он поторопился. Все-таки кано­нерской лодке «Иса Рейс» мина ПЛ-100 из этого заграждения оторвала нос, но рана была не смертельной.

Первоначально считалось, что на этом заграждении подорвался крейсер «Бреслау». Однако это было ошибочное предположение. И на втором заграждении из 60 мин у Босфора, поставленном более года спу­стя, 18 июля 1916г. в 19ч. 50мин. противник потерь не понес. И на тре­тьем заграждении у Варны, теперь только из 30 мин, выставленных 2 сентября 1916 г., тоже побед не было. На этом боевая деятельность под­водного минного заградителя «Краб» завершилась. Мы были первыми только в том, что раньше всех начали строить подводный минный загради­тель. Потому и не заметили, что это был прорыв в резком повышении эффективности применения мин. Была еще попытка использовать под­водные лодки для постановки мин на Балтике. В ноябре 1915г. подвод­ная лодка «Акула», наскоро приспособленная для постановки четырех мин, из своей первой операции в районе Папензе не вернулась. Коман­дование списало ее гибель на счет своих мин и отказалось от дальней­ших посылок ПЛ для минно-заградительных операций. Потом выясни­лось, что причиной гибели «Акулы» была глупость ее командира. После минной постановки он всплыл и обстрелял маяк (?!). Ответным огнем был потоплен. Так что в итоге, первый блин оказался комом.

Преуспела Германия и в количестве построенных минных загра­дителей, и в масштабах применения подлодочных мин, и в количестве побед. Уже в октябре 1914г. немцы заложили сразу 15 подводных мин­ных заградителей типа UC-1 (боевой запас 12 мин). Постройка была за­вершена в шестимесячный срок от начала проектирования до сдачи приемной комиссии. Причем их можно было разбирать на 3 части и перевозить по железной дороге. В 1915 году 9 из этих кораблей были отправлены в порты Бельгии, Австрии, Турции. С середины 1915г. на­чалась их боевая деятельность в Северном море. Заградительные опе­рации начал подводный заградитель UC-11, который 1 июня поставил первое заграждение у устья Темзы, опередив «Краб» на 27 суток.

В Германии далее последовали серии UC-II (по 18 мин), UC-III (по 14 мин), боевые лодки U-71-80 (по 34 — 38 мин), U-117-126 (по 42 мины). Но не все у немцев шло ладно. На заградителях была применена несо­вершенная система постановки мин — «под себя», были и другие недо­статки, что приводило к возникновению аварийных ситуаций и гибели подводных лодок. Иначе чем можно объяснить, что из 79 заградителей первых выпусков погибли 64? Только в Черном море, развернув 3 под­водных минных заградителя UC-13, UC-15, UC-23 и выставив в районе Севастополя и Одессы около 60 мин в период март —май 1916 г., они добились лишь одной победы (ЭМ «Жгучий»), потеряв при этом 2 за­градителя. Но общий итог применения немцами мин с подводных мин­ных заградителей впечатляет. Всего за годы Первой мировой войны с ПМЗ было выставлено 11 000 мин, что составляет 24,4% от числа всех мин, поставленных германским флотом. На этих минах, примененных в разных районах мира, погибло более 90 кораблей. Подводная лодка U-151 с большой эффективностью применила плавающие мины у бе­регов США (95 мин). Отметим еще, что в ходе Первой мировой войны свои подводные минные заградители построили и англичане. В июне 1915г. германский подводный заградитель UC-2 был протаранен бри­танским пароходом в районе Лоустофта. Он был поднят и использо­ван при переделке под заградители подводных лодок типа «Е» (4 ед.) и типа «Б» (2 ед.).

Для подводных минных заградителей Первая мировая война была и дебютом, и лебединой песней. В дальнейшем уже все немецкие подвод­ные лодки периода Второй мировой войны могли ставить мины через торпедный аппарат, принимая по две якорные мины ТМА или три дон­ные мины ТМВ вместо каждой из торпед. Специальных подводных минных заградителей немцы больше не строили. К очередной войне они готовили очередной, второй минный прорыв — применение авиа­ционных неконтактных донных мин с самолетов. Впервые с самоле­тов немцы выставили мины еще в Первую мировую войну в Рижском заливе Балтики (70 мин). Это был немецкий «зародыш» второго мин­ного прорыва. Правда, самолетам приходилось при этом совершать посадку на воду.

У нас в Великую Отечественную войну мины могли принимать толь­ко ПЛ серии «Л» (20 мин) и ПЛ серии «К» (20 мин). Приведем конкрет­ные примеры по применению подлодочных мин нашими подводника­ми на Балтике. В 1941г. подводные лодки Балтийского флота произвели 58 боевых походов. Торпедами было потоплено 9 судов. Выставлено 90 мин. На этих минах погибло 23 судна противника. Как видим, мины оказались эффективнее торпед. Мины ставили 6 подводных лодок: Л-1, Л-2, Л-3, К-3, «Лембит», «Калев». Погибли 2 подводные лодки (Л-11 на Неве в ноябре 1941г. при артобстреле; Л-2 подорвалась на мине в районе острова Нери 14 ноября 1941 г). Самой результативной подвод­ной лодкой ВМФ СССР, после С-13 капитана 3 ранга Маринеско, явля­ется минный заградитель Л-3 (командиры: капитан 3 ранга Грищенко П. Д., капитан 3 ранга Коновалов В. К.).

Однако вернемся к подводному минному заградителю «Краб». В процессе его строительства разрабатывалась и первая подлодочная противокорабельная мина ПЛ-100. Она была сделана на базе мины 1912г. и никаких особых научно-технических прорывов для ее раз­работки не требовалось. Но создание мины ПЛ-100 имеет едва ли не самую скандальную историю. Понятно, что она была первой подло­дочной миной в России, вернее, в мире, а это достаточно освещенное место в истории. Потому безоговорочное место и роль в ее создании Налетова М.П. пытались неоднократно оспорить. Прорабатывая вари­анты подводного минного заградителя «Краб» и устройств для поста­новки с него мин, Налетов М.П. пришел к идее мин с нулевой плаву­честью, последовательному расположению их в минной трубе, перемещению их к месту сброса и т. д. В детали конструкции мины на этом этапе он вряд ли глубоко вникал, занимаясь проектом минного заградителя в целом.

Амбициозных личностей во все времена — как собак нерезаных. Тем более, вспомним, что Налетов М.П. был техником по образованию, а кровь ему портил во время строительства «Краба» видный специалист по минам капитан 2 ранга Шрейбер Николай Николаевич. За его плеча­ми были Морской кадетский корпус, минные офицерские классы, долж­ности минного офицера на различных кораблях Черноморского фло­та. В 1904г. он был главным минером Порт-Артура, а в 1908-1911гг. — помощником главного инспектора минного дела. Вряд ли стоило об этом вспоминать, но, учитывая, что со дня одобрения проекта минного за­градителя 1 мая 1907г. и до дня завершения испытаний в мае 1915 г., Налетов М. П. находился под прессом мелочных нападок и даже был отстранен от руководства строительством «Краба», надо отдать долж­ное его упорству и настойчивости в достижении цели. И в итоге спра­ведливость восторжествовала. В минной истории остался «Краб», мина ПЛ-100 и главный конструктор Налетов Михаил Петрович. А что каса­ется «деятельности» Шрейбера Н. Н. в процессе строительства «Кра­ба», то помимо человеческой зависти к Налетову М. П. можно без осо­бого труда увидеть стремление затянуть строительство и тем более исключить дальнейшую постройку серии подводных минных загради­телей. Агентов «влияния» Германии в России во все времена было дос­таточно, да и откровенных разведчиков тоже. Сумели же они уничто­жить броненосец «Императрица Мария» так чисто, что наши чекисты раскопали это дело случайно лишь 20 лет спустя. А строительство сво­их минных заградителей в Германии! Непосредственно в ходе войны, быстрыми темпами, так что четверть всех мин немцы выставили с под­водных минных заградителей...

После ПЛ-100 на вооружение уже ВМФ СССР последовательно по­ступали подлодочные мины ПАТ, ПЛТ-Г, ЭП, ЭП-Г, ПЛТ-3, пока не ста­ло понятным, что мины должны быть универсальными по носителям, за исключением некоторых специфических образцов.

Что же касается споров о приоритете в создании отдельных образ­цов, то противоборство между Шрейбером Н.Н. и Налетовым М.П. было, к сожалению, не единственным в минной истории. Их деятель­ное содружество могло существенно ускорить строительство ПМЗ «Краб» и улучшить его конструкцию.

Кто же такой Налетов М.П. — человек твердой воли, увереннос­ти в себе, поразительной настойчивости в достижении цели, патри­от России?

Михаил Петрович (1869 — 30.03.1938) родился в семье служащего пароходства «Кавказ и Меркурий». Его детские годы прошли в Астра­хани, а среднее образование он получил в Петербурге. Учился также в Технологическом институте и в Горном, но смерть отца не позволила ему получить высшее образование — нужно было содержать семью. Перед русско-японской войной Налетов М.П. работал на строительстве порта Дальний, после начала войны находился в Порт-Артуре. За ак­тивное участие в обороне награжден Георгиевским крестом. После вой­ны Налетов М.П. до 1915г. работал на заводе «Наваль» (общество судо­строительных, механических и литейных заводов вг. Николаеве). После спуска «Краба» на воду Налетов М.П. был вынужден уйти с завода и в дальнейшем в практических работах по флотской тематике не участво­вал. Перед уходом на пенсию Михаил Петрович работал старшим ин­женером в отделе главного механика Кировского завода в Ленинграде. Налетов М.П. скончался 30 марта 1938г. Личный архив его погиб во время блокадыг. Ленинграда. Известно только, что он всю жизнь про­ектировал подводные минные заградители. Это было его увлечение и цель жизни.

Талантам всегда нужна поддержка.

М. Налетов. Первый минный прорыв
Время действия
Время не указано
Персонажи
Идея текста
Сюжет
План действий
Заметки
Дополнительные поля
Дополнительные поля отсутствуют