'#6. Тексты : texts';
'Library_ChapterController_actionView';
'#library_chapter_view_';

К. Пилкин наводит в минном деле флотский порядок

Активен
id (статус) 416 (3)
Сортировка
Краткое название К. Пилкин наводит в минном деле флотский порядок
Полное название К. Пилкин наводит в минном деле флотский порядок
Идентификатор ссылки (англ.) k-pilkin-navodit-v-minnom-dele-flotskij-poradok
Сайт gusev.qwetru.ru
Смотреть на сайте https://gusev.qwetru.ru/texts/ocherki/k-pilkin-navodit-v-minnom-dele-flotskij-poradok/
Метки не определены
Ключевое слово (главное) отсутствует
Время обновления 12-11-2020 в 19:03:50
Управление временем
Время действия не указано
Изменить дату и время
Глава к тому Очерки
Время чтения: 13мин.
Слов: 1902
Знаков: 20392
Описание (тег Descriptiion)
Первый заведующий минной частью на флоте адмирал Пилкин Константин Павло­вич
Метаданные
Комментарии отсутствуют
Примечания отсутствуют
Ключевые слова:

не определены

Контент: 2621.
Панель:
Статус: 3 - Активен.
Недавние правки (всего: 5)
Дата Время Слов
1770127936 491702 часа 12 минут 15 секунд 1
1770098573 491694 часа 2 минуты 52 секунды 1
1770091389 491692 часа 3 минуты 8 секунд 1
1769886452 491635 часов 7 минут 31 секунда 1
1769877997 491632 часа 46 минут 36 секунд 1
Фото отсутствует

Галереи, созданные для модели

Добавить галерею

Галереи, связанные с моделью

Связать галлерею
Работа со ссылкой
Битая ссылка
k-pilkin-navodit-v-minnom-dele-flotskij-poradok
Править идентификатор
/texts/ocherki/k-pilkin-navodit-v-minnom-dele-flotskij-poradok/
Редактировать ссылку
Ключевые слова не определены
Материалы не загружены
Заметки не написаны
Черновики не созданы
Текст

Вам теперь обязан весь мой флот, как положившему твердое нача­ло в употреблении грозного ору­жия — мины.

Император Николай II

Произведенный в контр-адмиралы Пилкин Константин Павлович (26.12.1824—12.01.1913) в 1872 г. после 30-летнего пребывания в офи­церских чинах был назначен на первую береговую должность — капи­таном над Кронштадтским портом. Из 30 лет флотской службы Констан­тин Павлович провел «в плаваньи под парусом и за границей» 12 лет 1 месяц и 12 дней.

Это, прежде всего, три кругосветки. Первая, лейтенантская, на фре­гате «Аврора» под командованием капитан-лейтенанта Изыльметьева И. Н. На «Авроре» он был вахтенным начальником, командиром батареи верхней палубы. Фрегат вместе с гарнизоном Петропавловска-Камчатского отражал нападения англо-французской эскадры в Крым­скую войну. По возвращении Пилкин К. П. — капитан-лейтенант, кава­лер ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и ордена Св. Станислава 2-й степени «за славные дела в Петропавловске и в заливе Де-Кастри».

Вторая, капитан-лейтенантская, — командиром клипера «Абрек» в со­ставе Тихоокеанской эскадры грозного адмирала Попова А.А. продол­жалась почти пять лет. «Самый лихой корабль самого лихого периода Тихоокеанской эскадры», — так называл клипер «Абрек» впоследствии адмирал Макаров С. О., плававший на нем в 1863 г. юным кадетом. Из кругосветки Пилкин К.П. возвращается в чине капитана 1 ранга. Пере­читайте, дорогой читатель, морские рассказы Станюковича К.М., блес­тяще описавшего свое гардемаринское плаванье на клипере «Абрек», и Вы увидите в образах многих капитанов высокие человеческие каче­ства, нравственную чистоту и благородство командира «Абрека».

Третья кругосветка началась в 1869 году, когда он командовал от­рядом клиперов в составе: «Алмаз», «Боярин», «Всадник», «Гайдамак». Позднее они станут известными, как корабли-исследователи, корабли-первооткрыватели и их имена будут увековечены в названиях многих бухт тихоокеанского побережья. Есть в Беринговом море и мыс Пилкина, названный так в 1876 г. экипажем клипера «Всадник» в честь своего бывшего командира отряда.

А в 1874 г. контр-адмирала Пилкина К.П. назначают на вновь уч­режденную должность «заведующего минной частью на флоте». Что-то вроде нынешней должности начальника УПВ ВМФ. С учетом нынеш­них реорганизаций весьма приблизительно. Пилкин К.П., уже будучи командиром Кронштадтского порта, много внимания уделял зарождав­шемуся тогда на флоте минно-торпедному делу. С 1874 г. он становится командиром учебно-минного отряда и каждую летнюю кампанию про­водит в море.

Все эти биографические сведения о Пилкине К.П. приведены здесь для того, чтобы было очевидно: с первым флагманским минером рос­сийским специалистам крупно повезло. Становится понятным, почему, например, лейтенант Макаров С.О. после отказа выдачи ему на флоте торпед для ведения боевых действий в 1878 г. обратился непосредствен­но в Морское ведомство: он знал — там Пилкин К.П.

Что же к 1874 г. представляла из себя «флотская минная часть»? На носу война с Турцией, неважные отношения с Англией. На Черном море флота нет, на Балтике почти нет. По большому счету и минерам воевать было нечем. Специалистов мало, боевой техники тоже. Энту­зиасты есть. И раритет: мины Нобеля, мины Якоби, мины Яхтмана, мины Борескова, мины Давыдова. Мины вообще все время были в фа­воре не только у военного министра Милютина Дмитрия Алексееви­ча, но и у императора Александра II. Они уже выручали северную сто­лицу, но сейчас война будет на юге, на Дунае, на Черном море. Потому и надо дело начинать с подготовки и расстановки кадров. «Кадры ре­шают все». Толкового выпускника Минного офицерского класса пер­вого набора капитан-лейтенанта Неваховича Николая Александрови­ча командируют морским представителем (агентом) в Германию. Пусть поинтересуется, как там поставлено минное дело. И уже в сентябре 1875 г. от него поступает доклад о торпедах Уайтхеда, минах Герца, про­изводстве пироксилина. В 1876 г. принимается решение о закупке за границей торпед и мин, а 30 октября из Германии отправлен первый транспорт с минами в Петербург. Первый заказ: 200 мин Герца по 604 марки за штуку, 1000 пудов пироксилина. «Техника решает все». Отметим прозорливость и решительность Пилкина К. П. В мине Герца он увидел базовый образец для российских мин. Во-первых, в ней ис­пользовался пироксилиновый заряд, во-вторых, в мине был применен оригинальный автономный взрыватель в виде свинцовых колпаков, внутри которых размещалась батарея разового действия для питания электрозапалов. В-третьих, мина имела простое предохранительное устройство в виде соли, в нужный момент растворяющейся в мор­ской воде.

Так вот, что получается в истории российского минного оружия: Фицтум И.И., Шиллинг П.Л., Шильдер К.А., Якоби Б.С., Нобель Э. и наконец Герц. Время Ивановых было на подходе. Пока они выступали в роли тех безвестных, кто изготовил и установил около 2558 мин в Крымскую войну, начав с истинно российской технологии: дубовый, хорошо просмоленный бочонок, пеньковый трос, камень-якорь. О них не пишут во все времена. Их имен не знает никто...

Из мины Герца выросла мина образца 1908 г. И после 1878 г. мы в Германии мины Герца больше не покупали. Пилкин инициирует про­изводство пироксилина, торпед и мин в России. Еще в 1862 г. генерал- майор Тизенгаузен Е.Б. предложил конструкцию шестовой мины из расчета на русскую отвагу. Оружие не ахти какое эффективное, но не топором же делать пробоины в корпусах неприятельских кораблей. «На безрыбье и...». Но больше проблем с минами. Проведенное опытное учение по постановке 880 мин в море потребовало более двух месяцев. Значит, нужно привлекать больше сил и средств. Нужно привлекать и науку. Не в этот ли период лейтенант Азаров Н.Н. придумал свой штер­то-грузовой способ установки мин на заданное углубление?!

Когда в декабре 1876 г. командование Дунайской армии запросило 150 мин Герца ддя защиты переправ на Дунае, они уже были в наличии. Всего за время войны с Турцией с ноября 1876 г. по июль 1878 г. Россия получила от Германии 4035 мин Герца, из которых были отправлены в действующую армию 860 штук. И здесь любопытная деталь. Когда тур­ки узнали, что против них применили немецкие мины, они немедленно высказали резкое неудовольствие германскому послу в Турции: турки были в дружественных отношениях с немцами. Потом было высказано резкое неудовольствие немцев русскому послу в Берлине: мол, не умее­те держать язык за зубами. Российские власти приняли меры и опубли­ковали в «Николаевском вестнике» статью, в которой мина Герца на­зывалась сфероконической и представлялась как русское изобретение, а сходство с немецкой миной объяснили чистой случайностью. Со вре­менем статью использовали как первоисточник...

Как и в Крымскую войну, мины обеспечили, в основном, психологи­ческое воздействие. С их помощью был обеспечен переход русской ар­мии через Дунай: выше и ниже переправ были выставлены минные за­граждения. Было также выставлено несколько активных минных заграждений у турецких крепостей на Дунае, а также на Черном море.

Всего было выставлено около 1800 мин, но побед было не много. Отряд кораблей под командованием капитан-лейтенанта Дикова И. М. в ночь на 27 сентября 1877 г. поставил заграждение из мин Герца у Сулины. На нем в тот же день подорвалась турецкая канонерская лодка «Сунна». От­личились катера лейтенанта Шестакова, которые шестовыми минами по­топили турецкий монитор «Сельфи». Всего на Дунае было выставлено 415 мин. Руководил минными постановками полковник Боресков М. М. Помните? В Крымскую войну он был прапорщиком...

Пилкин К.П. в это время организовывал в Петербурге строитель­ство миноносок. В кампанию 1879 г. русский флот начал заменять шес­товые мины метательными. Стальные сигары длиной 2,5 метра и диа­метром 25 см, начиненные 25 килограммами пироксилина или динамита, не имели собственного двигателя и выстреливались пороховым заря­дом на расстояние до 30 м. Правда, побед этим оружием российский флот не достиг. Метательные мины в период русско-японской войны 1904 г. использовались на сухопутном фронте. Стреляли ими по япон­ским траншеям.

Более 10 лет руководил минно-торпедной службой контр-адмирал Пилкин К.П. Благодаря его энтузиазму и настойчивости в России было налажено собственное производство мин и торпед, построен первый пироксилиновый завод, построены специальные корабли для исполь­зования минно-торпедного оружия — миноноски, создана организация по эксплуатации мин и торпед на флоте.

В 1883 г. Пилкину К.П. присваивается очередной чин — вице-ад­мирала. В период 1884-1886 гг. вице-адмирал командует практической эскадрой Балтийского флота, но с 1886 г. минное дело вновь попадает под его опеку, сперва как главного инспектора, а затем председателя Морского технического комитета.

Не будем далее отслеживать служебные зигзаги вице-адмирала Пилкина К.П. Спрашивается, на основании каких источников, на ос­новании какой информации из нашей минной и противоминной исто­рии временно «выпал» ее первый зачинатель? Скорее всего из инфор­мации обиженных им изобретателей, взятых под защиту исследователями победившего пролетариата. Изобретатели — народ амбициозный, настой­чивый, и всегда считают свою точку зрения на предлагаемое ими изобре­тение самой объективной. В докладных записках надворного советни­ка Александровского Ивана Федоровича управляющему Морским министерством об изобретенной им подводной лодке (например, от 19 июня 1889 г.) содержится немало выпадов в адрес адмиралов Пилкина К.П. и Лесовского С.С. По этой информации с позиции победивше­го пролетариата их вполне можно заклеймить как ренегатов, апологе­тов, адептов и дегенератов. Только вот на события нужно смотреть не с точки зрения источника информации, а с позиции интересов государ­ства в тот период.

В 1896 г. вице-адмиралу Пилкину К.П. был присвоен чин полного адмирала. В 1912 г. в связи с семидесятилетием пребывания в офицерс­ких чинах Пилкин К.П. был награжден высшим орденом русского го­сударства — орденом Андрея Первозванного. Он был присвоен ему как проявившему «на разнообразных поприщах морского дела обширные дарования», как запечатлевшему свое имя «на страницах истории оте­чественной обороны на Дальнем Востоке», как участнику «славного дела в Петропавловске и в заливе Де-Кастри», как положившему в отече­ственном флоте «твердое начало в употреблении грозного оружия — мины».

С освобождением в государственных учреждениях стен от портре­тов членов Политбюро, в практику их руководства входит демонстра­ция на освободившихся местах своих руководящих предшественников. Министры охотно развешивают всех царственных князей и баронов без купюр, несгибаемых революционеров с купюрами, — свято место пус­то не бывает. Ну а нам, минерам, приятно было бы лицезреть в своих «министерствах» портрет адмирала Пилкина К. П., положившего на флоте «начало минно-торпедной службе». Если, конечно, «министер­ства» сохранятся...

Скончался Пилкин К.П. в январе 1913 г. и похоронен на Смоленс­ком кладбище в Петербурге.

Минная служба Российского флота, организатором и первым ру­ководителем которой стал в 1874 г. адмирал Пилкин Константин Павло­вич, росла и развивалась вместе с расширением масштабов боевого ис­пользования флотом морского подводного оружия...

Говорят, что на Смоленском кладбище есть небольшая часовня, из которой можно отправить письменное послание к Св. Ксении Петер­бургской с любой просьбой. По утверждению верующих, она читает и безупречно исполняет все просьбы прихожан и обратиться к ней мож­но без выкрутасов, по-простому: «Сделай, Ксения, так, чтобы минное дело, за которое радел раб божий Константин, покоящийся здесь, и даль­ше процветало на Руси. Сделай это получше и побыстрей, как сама ра­зумеешь...».

Надо будет попробовать это средство.

К. Пилкин наводит в минном деле флотский порядок
Время действия
Время не указано
Персонажи
Идея текста
Сюжет
План действий
Заметки
Дополнительные поля
Дополнительные поля отсутствуют