Так уже получилось, что изложение всей предлагаемой мной минной перспективы должно было следовать под этим тринадцатым номером.
Не допустим. Все мы немножко суеверны: понедельник, пятница, тринадцатое число, черный кот—верные предвестники воздействия нечистых сил на чистые помыслы. С серьезными делами в этом случае следует чуть-чуть повременить. Давайте, дорогой читатель, в этом месте я вам расскажу бывальщину, которой уже более 100 лет. Докатилась она до меня следующим образом. Говорят, что старейший минер капитан 1 ранга Салмин Е.И., будучи начальником кафедры, на Классах рассказывал ее слушателям как некий жизненный курьез периода обороны Порт-Артура, по минной части. Значит его могли слышать и Эссен Н.О., и Колчак А.В., и Киткин П.П., и Шрейбер Н.И. и другие минеры. Один из слушателей группы Салмина Е.И., Чекушкин К.Н., рассказал это в свое время Иванову В.Г., а тот мне.
Итак, Порт-Артур. В период активного применения мин обеими сторонами, много их, сорванных с минрепов, было выброшено на берег, своих и чужих. Время от времени специальные разъезды производили поиск и разоружение мин — отворачивали свинцовые колпаки и отчитывались перед начальством:
— Ваше благородие, значит, вот эти дьяволовы головы...
Как-то в разъезд были назначены два казака. Допустим Степан и Петро. Скачут они, скачут, видят — мина. Спешились. Подходят к мине:
— Давай, Петро, выкручивай эти колпаки.
Петро подошел, стал отворачивать — те ни с места.
— Степан, крепко они сидят. Давай их поотрубаем шашками.
— Давай.
Пять взмахов — пять колпаков на песке. Запах кислоты. Мина не сработала. Наверное, в корпус попала водичка. Но казакам не до этих тонкостей. Сложили их в мешок, поехали дальше. Больше мин не обнаружили. Возвращаются:
— Ваше благородие. Вот, одну мину мы разоружили. Вот эти дьяволовы головы.
Каково же было их изумление, когда увидели, что в мешке большая дыра, а колпаков нет:
— Ваше благородие. Были в мешке. Сбежали. Такие живучие твари...
Итак, история благополучно завершилась, хотя и изложена под тринадцатым номером. Но все равно... Тупым везет больше, чем любопытным. Отметим, что известны другие концовки этого сюжета. Они едины в одном — никогда не дооценивай силы человеческой тупости.