Любой машины хватит до конца жизни, если ездить лихо.
Из журнала «Пшекруй»
Празднование Дня ВМФ проходит в нашей стране с размахом — тут вам и водноспортивный праздник с водными лыжниками и весельными гонками, тут вам и демонстрация боевых возможностей сил флота или в худшем случае водяные феерверки с пожарных судов.
Жителям Балтийска хорошо помнится генеральная репетиция праздника 1975. Начало — прохождение крейсера «Октябрьская революция» входных молов и первый залп из 100 мм орудий левого борта в сторону города. Последний залп — траверз башни рейдовой службы. Результат налицо — выбитые стекла в окнах близстоящих домов. Что делаем? Правильно. Силами же флота вставляем стекла. Успеть бы до начала праздника хотя бы на главной улице Ленина с этим справиться. На Черноморском флоте тоже не отставали. Там стреляли противолодочными ракетами 85Р с просроченным сроком службы, совмещая приятное для зрителей с полезным для флота — в случае удачных стрельб срок службы ракет продлевался. И на всех флотах без исключения палили из реактивных бомбометных систем РБУ-6000 практическими реактивными бомбами РГБ-60.
Балтийск, июль 1985г. Идет творческий процесс подготовки к празднику — собираются предложения от всех подразделений Балтийского флота, разрабатываются сценарии эпизодов, прошедших утверждение. Назначаются командиры соединений кораблей, назовем их режиссерами и продюсерами, которые будут ответственны за практическую реализацию отдельного эпизода. Командир бригады капитан 2 ранга Жандалинов Малик Мерканович вызывает к себе флагманского минера 64 БРКОВР капитана 3 ранга Семененкова Валерия Григорьевича:
— Флагмин, ты без 5 минут слушатель ВМА им. Гречко, если, конечно, сдашь вступительные экзамены. Я же ожидаю назначения в Управление боевой подготовки флота. У нас есть шанс оставить о себе память в бригаде и на Балтийской ВМБ. Дело в том, что из-за технической неисправности отменили эпизод с участием подводной лодки в праздновании Дня ВМФ.
Предлагаю включить эпизод с тралением мин РТЩ с взрывом морской мины в трале, чтобы публика наглядно увидела, какой у противоминщиков тяжелый и опасный труд. Если у тебя нет возражений, срочно подработай схему эпизода и в субботу организуй тренировки по разработанному тобой сценарию.
— Есть, — бодро ответил Семененков и принялся за дело.
За основу Валерий решил взять уже отработанный маневр. Ежегодно в День ВМФ пара тральщиков проекта 1258 «Корунд» в строю фронта с буксирами от контактного трала МТ-ЗУ, вытраленными за корму на длину 100 м, и подсоединенными буями ОГ — обозначителями границ тральной полосы, проходила по Калининградскому каналу порта Балтийск. На юте каждого РТЩ находился еще и акустический трал, который во время всего прохождения «тарахтел» на всю акваторию порта. Семененков решил усилить психологическое воздействие на публику путем имитации взрыва двух морских мин в трале — по одной на каждый РТЩ. Имитация планировалась методом подрыва подрывного патрона ПП-З огневым способом— ДОШ длиной 10 см, обеспечивающим замедление 10 сек. ПП-З подвешивался к пенопластовой плавучести зеленого цвета, чтобы с берега не заметили подлога. Для производства максимального эффекта длина шкерта крепления ПП-З к плавучести была выбрана 5 м. Семененков рассчитал, что при такой комплектации султан воды от взрыва ПП-З составит 50 — 60 м. Поджог ДОШа и сброс имитационного комплекта должен быть осуществлен с борта РТЩ при проходе им траверза трибуны с командующим Балтийским флотом и гостями.
При практической отработке эпизода подрыв конструкции Семененков осуществил с рейдового катера. Однако дивизионный минер 24 дивизиона противолодочных кораблей, стоявший оперативным помощником дежурного бригады ОВР, заметил, что взрыв не очень впечатляет и надо бы увеличить мощность подрывного патрона, заменив ПП-З (2,5 кг тротила) на ПП-4 (4 кг тротила). Сказано — сделано.
И вот наступило последнее воскресенье июля 1985г. Два РТЩ в строю фронта с имитаторами тралов проходят траверз главной трибуны.
На ближнем к трибуне тральщике, прикрываясь от зрителей надстройкой, находится Семененков с двумя матросами: один держит ПП-4 с вставленным ДОШем, второй — шкерт с поддерживающим буйком. На соседнем тральщике имитационную группу возглавляет дивизионный минер 323 ДТЩ Николай Снежко. По команде командира дивизиона тральщиков Валерий Семененков поджигает ДОШ и жестами дает команду на сброс устройства за борт. Несмотря на детальные разъяснения всем участникам о порядке сброса устройства за борт и несколько тренировок, в условиях горящего «фитиля» и ожидания взрыва действия команды оказываются непредсказуемыми. Вместо того, чтобы сбросить устройство как можно дальше от борта РТЩ для исключения его попадания в буксир трала, команда сделала все наоборот — сбросила устройство прямо у борта. В довершение всего, руководитель эпизода командир дивизиона Анатолий Шпеко, посчитав, что тральщик идет слишком близко к берегу, решил подвернуть. В итоге имитационное устройство не условно, а фактически попало в трал и ровно через 10 сек взорвалось под буем ОГ. Эффект был потрясающим — страшный грохот, черный дым и никакого султана воды! Буй ОГ с оторванным от тральной лебедки 100-метровым буксиром взвился на высоту более 100 м и, вращаясь вокруг своей оси вместе с буксиром, начал движение в сторону главной трибуны.
Валерий в этот момент вспомнил всю свою жизнь и молил Бога, чтобы буй с буксиром не долетели до трибуны. Бог, видать, молитвы Валерия услышал — буй приводнился в 3 — 5 метрах от трибуны, не зацепив никого буксиром.
Второй взрыв прошел по плану и публика была в восторге.
Только тральщики пришвартовались к причалу, Семененкова срочно вызвал на связь оперативный дежурный и соединил с начальником минно-торпедного отдела Балтийского флота капитаном 1 ранга Московцом:
— Товарищ Семененков, что-то больно сложную схему эпизода вы придумали. Зачем сложности с привязыванием подрывного патрона к бую, схемой подрыва? Но победителей не судят. Командующий доволен.
Семененков кратко поблагодарил Московца, а для себя сделал главный вывод: минер всегда в своей деятельности должен учитывать поправку на «дурака», иначе последствия могут быть фатальными. Но здесь все обошлось — Валерий Семененков стал слушателем академии, а Малик Жандалинов пошел на повышение.