Центральное правительство на ситуацию в Канзасе благополучно забило. Чиновникам пока нечем было поживиться. Поживиться хотели аустайдеры политических битв, не имевшие доступа к власти, а значит и к бюджетам. Еще за год до указанных событий, а конкретно 28 февраля 1854 года в городе Рипон, Висконсин была создана Республиканская партия, путём объединения мелкой фермерской Партии Свободной Земли и депутатов из Массачусетса от Партии вигов, так называемой фракции «Совесть». Обе партии преследовали свои частные интересы — фермерам нужны были бесплатные земли и минимальные налоги. Совестливым вигам — высокие ввозные пошлины на английский ширпотреб, который составлял жестокую конкуренцию товарам из Новой Англии. Структура промышленного производства в Британии и Новой Англии была примерна одинакова, но качество английских товаров было в разы лучше. Английский импорт рвал американское производство, как тузик грелку. Объединяло чумазых фермеров и рафинированных вигов желание расширить свое влияние в Конгрессе и Палате Представителей.
21 мая 1856 года плантаторы-сторонники рабства под руководством шерифа Сэма Джонса (Samuel J.Jones) сожгли в Канзасе гостиницу "Free-State Hotel", побили фермеров, там остановившихся, а также разрушили аболиционистские типографии в округе Лоуренс. Три дня спустя в округе Франклин побитые фермеры в ответ взяли да и убили пятерых плантаторов. В Канзас фермеров со Среднего Запада отправлял преподобный Генри Бичер, брат писательницы Гариет Бичер Стоу, сочинившей "Хижину дяди Тома". Преподобный Бичер благословлял паству не только святым словом, но и одаривал каждого борца с рабством "Библией Бичера". Если вы думаете, что это был томик с молитвами, то Вы ошибаетесь. На Диком Западе молитвы не помогали. Помочь могла только винтовка Шарпcа, сотни экземпляров которой поп раздавал фермерам с напутствием восславить Господа, создавшего всех людей равными.
Библия Бичера" - винтовка Шарпcа, модель 1848г.
Справедливости ради, стоит озвучить и другую версию событий. Самим южанам новые плантации совершенно не были нужны. У них и на старых дела шли неплохо, все было налажено чики-пуки. Затевать новую плантацию значило вкладывать деньги в покупку большой территории и — самое проблематичное — рабочей силы, то есть негров, которые стоили по 1000 долларов каждый. На средней руки плантацию их требовалось не меньше десятка, а на такие, как планировались в Канзасе и сотни могло не хватить. Плюс обустройство на новом месте и решение вопроса с вывозом хлопка, потому что — вот сюрприз! — до Канзаса уже протянулась железная дорога, которой владели неназванные олигархи с Севера. Уж они бы с плантаторов три шкуры сняли за перевозку! Не нужен был Канзас южанам.
Канзас нужен был хозяевам железной дороги, которые уже вбухав десятки миллионов в железную дорогу, могли легко вбухать пару миллионов в покупку земли и столько же — в рабов. Потом назначить управляющих плантациями и вывозить собственной железной дорогой собственный хлопок на собственные заводы. В любом случае вопрос с Канзасом решался коррупционно в верхних ветвях власти и с оружием в руках - на самом низу.
4 марта 1857 Пятнадцатым Президентом США стал Джеймс Бьюкенен, демократ, худший Президент за всю историю США из уже умерших и, кстати, единственный среди всех американских Президентов холостяк. Сын простого ирландского фермера сделал головокружительную карьеру, послужил Посланником в России, водил дружбу с царем Николаем I, потом побывал Председателем Сенатского комитета по международным делам и госсекретарем. Во время жарких дебатов между северянами и южанами по поводу Канзаса он был послом в Лондоне и не представлял, что творится в стране. А творилось неладное.
6 марта 1857 года Верховный суд ни с того, ни с сего постановил, что раб не может быть свободным, даже если он убежал в свободный штат, как было раньше. По всей территории США негры потеряли право на свободу, что ложится в канву предположения — кому на самом деле нужен был Канзас. Мечта негра "добежать до поезда и свалить на север, чтобы там стать свободным" рухнула, потому что не нужны такие мечты рабовладельцу-хозяину железной дороги.
Фермеры Северных штатов озадачились. Они уже привыкли принимать беглых рабов и предоставлять им тяжелую работу в обмен на крышу над головой и пару баксов. По Северным штатам прокатились демонстрации аболиционистов, а потом, как водится, приутихли. Митинговать — это скучно! Гораздо интересней пострелять! Если ружье оказалось в руках необразованного фермера, оно обязательно выстрелит.
Началась партизанская война фермеров против плантаторов под названием "Кровавый Канзас" (Bleeding Kansas), в которой федеральные войска участия поначалу не принимали, а скорее следили за порядком, чтоб не замочили кого постороннего. Правда, потом пришлось втянуться по полной и даже артиллерию использовать.
21 декабря 1857 года на выборах в Конгресс Канзаса победили сторонники рабства.
4 января 1858 года аболиционисты провели свои выборы и тоже победили.
23 марта Конгресс США одобрил декабрьскую конституцию Канзаса и разрешил присоединиться к США в качестве рабовладельческого штата. Однако Палата Представителей данное решение отвергла, ссылаясь на результаты январского референдума. Кто прав, кто виноват — непонятно. Вопрос о принятии Канзаса отложили, потому что в США уже полгода как бушевала очередная жопа. Не до Канзаса!
Осенью 1857 году случилось то, что должно случиться с коррумпированной с верху до низу экономикой. Карл Маркс даже написал 20 октября 1857 года: "Американский кризис превосходен!" Грянул Первый Мировой экономический кризис 1857 - 1858гг.
Начинался кризис прозаически. Эдвин С. Ладлоу (Edwin C. Ludlow), казначей Нью-Йоркской конторы банка «Ohio Life Insurance and Trust Company» спустил на покупку акций железнодорожных компаний 3 миллиона долларов из 4,8млн. имевшихся в банке. Как помним, в результате преференций со стороны правительства железнодорожные акции неуклонно росли в цене. Их покупкой казначей хотел поправить неважные дела банка, кредитовавшего фермеров Огайо, которые внезапно оказались без денег. В Европе уже год как отгремела Крымская война, в которой с Россией бились Англия и Франция, естественным образом лишенные доступа к русской пшенице. Автоматом вырос спрос на американскую пшеницу. На время войны вырос, уточняю. Как вырос, так и упал с окончанием войны. Это уже констатирую.
Фермеры газет не читали, за международным положением не следили и кредиты вернуть вовремя не смогли, с акциями железных дорог тоже что-то пошло не так. Деньги в банке внезапно кончились. Президент Банка Чарльз Стетсон во всеуслышание объявил, что ситуация находится под контролем и банк на пару дней замораживает свои операции, пока не скинет акции на бирже. Ага! Щаз!!! Здесь вам не детский сад, а питомник пираний под вывеской "Фондовая биржа". Брокеры, толкаясь локтями, тоже ринулись избавляться от акций железнодорожных компаний, кто кого быстрей! За 4 дня акции упали в цене на 30-50%. Акции дороги "Кливленд-Питтсбург" рухнули на 84%! Железнодорожные компании ничего ценного не производили, но имели прямой доступ к бюджету, рисовали в отчетности прибыли и вознаграждали всех причастных к распилу дивидендами. Рост акций был неуклонным ровно до тех пор, пока не случилась паника.
Банк "Огайо" лопнул, о чем с радостью раструбили все американские газеты. Телеграф благополучно изобрели и внедрили в полиграфическое дело вовремя! Тут внезапно напряглись простые вкладчики, потянувшиеся за вкладами в свои мелкие сельские банчки. Вдруг выяснилось, что сотни банков по всей Америке занимались тем же, что и банк Огайо – вкладывались в железнодорожные акции, которые вдруг – надо же какое горе! – внезапно подешевели. Вкладчики устроили истерику: –"Где наши деньги?!!!" Банкам срочно понадобился свободный кэш. Надо что-то делать!
Хорошо, что 3 сентября из Панамы в сторону Нью-Йорка отправилось судно SS "Central America" с 14 тоннами (14.000кг) калифорнийского золота на борту. Не какие-то фиктивные бумажки, а реальное золото на 2 миллиона долларов могло погасить любую панику. Плохо, что шесть дней спустя, 9 сентября 1857 года судно со всем калифорнийским золотом затонуло у берегов Южной Каролины, и радости вкладчикам это не доставило.
25 сентября 1857 года число закрывшихся банков достигло 175. 1 октября накрылись медным дырявым тазом еще 150 банков. Пятница 13 октября стала предпоследним днем паники – лопнули 18 нью-йоркских банков, на следующий день – еще 32 банка.
Все!
Банковская система США рухнула. Волна банкротств прокатилась по Америке, оставив после себя руины. Получить деньги взаймы можно было под 100 процентов годовых. Денег не было ни у кого. Вслед за Америкой обанкротились несколько крупных банков в Англии, захандрила английская текстильная промышленность. Цены на хлопок опять рухнули под ноль. Да что ж ты будешь делать! Опять нет денег в государственном бюджете! Тут и выборы в Конгресс и Палату Общин подоспели.
Полностью скомпрометировавшая себя партия коррупционеров-вигов сориентировалась в изменившейся ситуации и по быстрому сменила вывеску. Была партией вигов, теперь стала Американской партией, радеющей за все американское, родное, национальное – Патриотизм, Гордость, Деды за Независимость воевали, вот это все! Не пропустим, не разрешим, встанем с колен и заживем как прежде! Демократы тем временем раскололись на две фракции – "фракцию южан" и "фракцию северян". Во время потрясений своя рубашка ближе к телу. Северяне вспомнили о своих спонсорах – фабрикантах. Южане о своих – плантаторах. Внезапно на политическом небосклоне засияла четвертая звезда — Республиканская партия, громко заявившая о себе во время первых в истории США дебатов. Дебаты случились по поводу выдвижения в Конгресс представителей от штата Иллинойс, махрового дремучего штата Среднего Запада с бурно росшей экономикой, которую внезапно подкосил разразившийся кризис!
В первых дебатах участвовали молодой политик, республиканец Авраам Линкольн (190см.) и мегапопулярный конгрессмен Стивен Дуглас по кличке "Маленький гигант" (162см., Little Giant), всенародный любимец нации, лидер Демократической партии США, остряк и балагур. Как истинный демократ Дуглас защищал рабство, но при этом призывал остальных тоже не лениться и еще больше работать. Говорил как по-писаному, все правильно раскладывал и обещания давал не пустые, но сладкие. Шанс против него у косноязычного Линкольна был один — вспомнить, что треть населения штата составляли потомки принципиальных квакеров, меннонитов и прочей аболиционистской братии.
Линкольн, ни разу не любитель негров и даже чуточку расист, с размаху надавил на больное и во всеуслышание брякнул: "Рабству нет!" Белое нерелигиозное большинство Иллинойса и Штатов вздрогнуло. Дуглас выиграл выборы, но дебаты принесли известность Линкольну. Какой-то религиозный фанатик — это раз. Фанатики, как известно, денег не берут — это два. Избиратели двухступенчатую конструкцию с фанатизмом и последующей честностью запомнили. В Палате Представителей, штамповавшей законы, места распределились так: 92 республиканца, 75 демократов-южан, 53 демократа-северянина, 14 вигов-перевертышей от Американской партии. В Конгрессе, утверждавшем законы, оказалось 25 демократов-южан, 16 демократов-северян, 5 американцев и 20 республиканцев. Противниками рабства выступали исключительно республиканцы, причем не все, а треть. Вопрос по поводу отмены рабства в Конгрессе и Палате не возникал, даже намека на отмену рабства не было. Было другое. Развернулись жаркие баталии по поводу новомодной заразы, пришедшей из Британии — фритрейдерства (от свободной торговли – free trade).
Британцы, суки хитрые, во время европейских революций развивали свое производство и никому промышленные секреты не сдавали. В итоге Британия наладила лучшую в мире промышленность. Следом за успехами в промышленности, пришли успехи в политэкономии. Сотни британских ученых (ага, самые первые из британских ученых) стали доказывать всему миру пользу от свободной беспошлинной торговли.

То, что надо для южан-плантаторов! Безо всяких пошлин продавать хлопок в Англию, а на вырученные фунты тоже безо всяких пошлин покупать товары в Англии! Суровое капиталистическое "Нет" сказали в ответ северяне-промышленники. Первым делом они предложили ввести дополнительные пошлины на английский ширпотреб, потому что чахлую американскую промышленность могла защитить только справедливая протекционистская политика! Потом предложили принять закон об очередном повышении тарифов на морские перевозки товаров в Европу и обратно. В Палате представителей схлестнулись две силы – фритрейдеры (демократы-южане) и протекционисты (демократы-северяне и республиканцы).
Виги от Американской партии по привычке стояли за тех, кто им больше нравился в данный момент времени. Надо ли уточнять, что больше всего им нравились наличные? На протяжении двух лет между фритрейдерами и протекционистами шла беспощадная неравная война, в которой северяне брали количеством, а южане крутили головами и тоскливо думали: "Ну вот на хера это нам все нужно? Ведь могли бы сами жить-поживать!" Вспоминали времена былые, до Войны за Независимость, когда были отдельными гордыми колониями со своим собственным правительством, а потом назло английскому Королю добровольно вступили в какие-то США. Стоп-стоп-стоп! Если добровольно вступили, то, наверное, можно добровольно выпилиться назад? Что там в Конституции написано?
Южане погрузились в изучение Конституции. Банковский кризис между тем закончился и закончился очень быстро, буквально за год. По завершении хлопкового сезона 1.600.000 тонн хлопка отправили в Европу за валюту, подоспело новое золото из Калифорнии. Нью-йоркские банки начали работать в декабре 1857 года, в провинции попозже. В ноябре 1858 года процентные ставки вернулись на докризисный уровень. Тем не менее фермеры, лишенные кредитов в самую нужную пору, то есть зимой перед посевной, промышленные товары не покупали до осени 1858-го года. Да и потом не очень. Урожай выдался чахлым, продавать нечего. Нечего продавать — нечего покупать. Промышленные товары американского производства застряли на полках магазинов и на складах. Производство встало, работяг уволили, фабрики прикрыли до лучших времен. Число безработных в Нью-Йорке летом 1859 года выросло с 30.000 до 100.000. Кризис перерос во Вторую депрессию.
- 11 мая 1858 года в диких-диких лесах за Великими озерами возник 32 штат Миннесота,
- 14 февраля 1859 года бывшая колония Орегон, отжатая по случаю у британцев, стала 33 штатом Орегон.
Солнечный Юг депрессию не замечал. На Юге жизнь кипела! Южный хлопок утекал в Массачусетс и Европу и влет продавался. Правда, сами плантаторы получали за свой хлопок минимальную цену, которую назначал Конгресс, согласно утвержденных тарифов. Вся наценка утекала в бюджет. На Юге поняли, что если не отменить тарифы и не начать торговать с Европой напрямую, как советуют фритрейдеры, их так и будет доить беспринципное правительство США с ножовками для распила на перевес. Демократы Юга, досконально изучив Конституцию, встали в позицию номер 1 и как один потребовали независимой торговли с Европой, а также разрешения на строительство Южной железной дороги от Миссисипи до Тихого океана, чтобы расширить рынок сбыта за счет Китая. Проект железной дороги Гадсдена схлопнулся в кризис, пришло время реанимировать затею, причем желательно за счет бюджета. Демократы Севера в ответ соорудили конструкцию из трех пальцев, показали ее южанам и призвали заняться импортозамещением и покупать отечественное! "Ерунда какая!" – подумали южане, рассматривая дулю у своего носа. И не просто подумали, а достали из широких штанин Конституцию и пригрозили невоспитанным северным соседям отделением согласно букве закона. Северяне такой буквы в законе не нашли. Цугцванг! Нужна была искра, чтобы разгорелось пламя освободительной борьбы за попранные и растоптанные права простых плантаторов-рабовладельцев. И искра не заставила себя ждать!
6 ноября 1860 года никому неведомый кандидат от Республиканской партии Авраам Линкольн (Abraham Lincoln) внезапно выиграл президентские выборы с голосами 180 выборщиков против 123. Это был первый американский Президент не из Новой Англии, не из Нью-Йорка и не с Юга, а со Среднего Запада, из Иллинойса. Из штата, который в ту пору был дыра дырой, почти как село Мухор-Кондуй, в Забайкалье, и даже хуже.
Авраам Линкольн, честный Эйб
Угрюмый дядька был новичком в большой политике, ни в какие дискуссии не вступал, с предвыборными речами по стране не катался, в общем, был котом в мешке, но избиратели два года назад решили, что он честный малый. Под прозвищем "Честный Эйб" в большую американскую политику вломился хрен с горы, ни с кем не имевший договоренностей и не понимавший, что надо делать на президентском посту и какие ништяки с этого поста можно поиметь. Он то ли по наивности, то ли по искренности на грани тупости решил воплотить в жизнь предвыборные обещания, которые даже раздать не успел. "Всем фермерам — халявная земля на Диком Западе", "Рабству на Диком Западе — нет". Вот и все, что успел брякнуть Линкольн во время Президентской гонки. Последующее президентство показало, что ни тупым, ни наивным он не был и гроссмейстерски просчитывал ситуацию на десяток ходов вперед.
О Президентских гонках. Участвовало четыре кандидата: Авраам Линкольн – от Республиканской партии (земля фермерам! работу рабочим!), Джон Брекинридж – от южной фракции Демократической партии (пошлинам – нет! всем – дьюти фри!), Джон Белл – от Американской партии конституционного союза и партии вигов (Деды воевали!), Стивен Дуглас "Маленький Гигант" – от северной фракции Демократической партии (слава отечественному производителю, нет – безответственной политике некоторых товарищей, которые считают, что они умнее других, а на самом деле ведут страну к краху, потакая интересам европейских капиталистов, в то время как отечественный производитель, зажатый в тиски... бла-бла-бла). Авраам Линкольн набрал 1.865.908 180 голосов по стране, Стивен Дуглас – 1.380.202 12, Джон Брекинридж – 848.019 72, Джон Белл – 590.901 39. Противником рабства выступал только Авраам Линкольн, причем пассивным. Он выступал против рабства на новых территориях. Как помним, США были фермерской страной. Одного единственного обещания раздать земли фермерам, а не плантаторам, было достаточно для победы. Южные Штаты почесали репы и потянулись на выход.
- 20 декабря 1860 Южная Каролина решила выйти из состава США,
- 9 января 1861 Миссисипи свалили из состава США,
- 10 января 1861 Флорида ушла из состава США,
- 11 января 1861 Алабама покинула США,
- 19 января 1861 Джорджия распрощалась с США,
- 26 января 1861 Луизиана сказала: "Мерси боку, США",
- 29 января 1861 Канзас зашел в состав США.
- 1 февраля 1861 Техас показал фак США,
- 6 марта 1861 Аризона удалилась из состава США,
- 17 апреля 1861 Вирджиния выпилилась из состава США,
- 6 мая 1861 Арканзас свинтил из состава США,
- 20 мая 1861 Северная Каролина махнула платочком "Прощайте, США"
- 8 июня 1861 Теннесси пробурчали: "Бувай, США!"
- 31 октября 1861 Миссури всплакнули: "Давайте, как нибудь без нас, США"
- 20 ноября 1861 Кентукки взгрустнули: "Не поминайте лихом, США"
Решения принимались конвентами, выбранными населением южных штатов. 15-й президент США Бьюкенен, все ещё находящийся в должности, передал первым восьми отделившимся штатам находящиеся на их территориях федеральные укрепления, форты и арсеналы оружия. Аризона, Вирджиния, Арканзас, Северная Каролина, Теннесси, Миссури и Кентукки к раздаче не поспели. 8 февраля 1861 года отделившиеся штаты провозгласили "Конфедерацию штатов Америки" и решили жить без нахлебников с Севера, причем жить хорошо! Первым Президентом КША стал бывший сенатор и военный министр Джефферсон Дэвис.
Флаг Конфедерации
4 марта 1861 года Шестнадцатым президентом США стал Авраам Линкольн, "Честный Эйб" из Тьмутаракани. Теперь точно нет преград для хорошей войны!